Как создать кабинет охраны труда на предприятии?
Наличие кабинета по охране труда позволяет нанимателю доносить до работников сведения о требованиях и нормативах, обеспечивать их выполнение и осуществлять эффективную профилактику профессиональных заболеваний и травм. В этой статье поговорим о том, зачем нужен кабинет по ОТ, что он собой представляет, как его оборудовать и чем оснастить для того, чтобы соблюсти требования законодательства и обеспечить эффективное выполнение деятельности по охране труда.
Для чего нужен кабинет по ОТ?
Создание на предприятии отдельного места для ведения деятельности по охране труда — это не прихоть работодателя, а необходимость, продиктованная требованиями законодательства. Согласно положениям приказа Министерства труда Российской Федерации №894 от 17 декабря 2021 г. на каждом предприятии должен быть кабинет или уголок по ОТ; выбор той или иной формы находится в ведении нанимателя, но если функция уголка по охране труда является исключительно информационной, то наличие кабинета позволяет проводить на базе предприятия теоретические занятия и практические мероприятия по отработке навыков и умений. В частности, на базе кабинета по ОТ проводятся лекции, консультации, обучение, инструктажи, исследования состояния охраны труда.
Кабинет по охране труда: что это?
Для того, чтобы осуществлять работу по охране труда с сотрудниками, необходимо специально выделенное место. На сегодняшний день законодательство не регламентирует его форму, но по умолчанию считается, что определять ее нужно в зависимости от числа сотрудников. Если их не слишком много (менее полусотни), то можно обойтись организацией уголка по охране труда, где располагаются стенды, витрины, демонстрационные материалы; если работников больше, то понадобится отдельное помещение, в котором можно будет не только размещать информационные материалы, но и проводить обучающие занятия, демонстрацию оборудования, отработку различных умений и навыков.
В качестве кабинета по охране труда нельзя использовать рабочее место специалиста по охране труда — они не являются взаимозаменяемыми. Если первое представляет собой помещение, оснащенное учебными материалами и пособиями, и предназначается для взаимодействия с сотрудниками путем организации для них учебных занятий, то второе — это место, где специалист осуществляет свою деятельность по подготовке и организации охраны труда на предприятии.
Разновидности кабинетов по охране труда
Что делать, если предприятие перебрасывает работника с одного рабочего места на другое, и он не может посещать стационарный кабинет по охране труда? В этом случае организовывают передвижной кабинет, который перевозится на новую площадку после окончания работ на предыдущем. Такая система, в частности, практикуется в строительной сфере и там, где принята работа «вахтами».
Как оборудовать кабинет по охране труда?
Кабинетов по охране труда на предприятии может быть более одного, но чем больше таких помещений обустраивает работодатель — тем больше он несет расходов.
Обустройство кабинета по ОТ находится в зоне ответственности работодателя, который должен выбрать помещение, параметры которого соответствуют нагрузке по выполнению задач по охране труда. Оборудуя кабинет по ОТ, руководствуются положениями Приказа Министерства труда Российской Федерации №894 от 17 декабря 2021 г., в соответствии с которыми определяется размер помещения. Если необходимо обучать до тысячи сотрудников, площадь кабинета по охране труда должна составлять не менее 24 кв. м, если же планируется более значительная загрузка, то к указанной площади добавляется 6 кв. м за каждую следующую тысячу человек.
При расчете площади помещения рекомендуется учитывать необходимость проведения как теоретической, так и практической работы по формированию и проверке навыков, а также принимать во внимание потенциальные изменения численности сотрудников с учетом роста организации.
Оснащение кабинета по охране труда
Что касается требований к обязательному оснащению кабинета по охране труда, то работодатель обязан оснастить помещение информационными стендами, на которых размещается информация о правах работников, описание мероприятий по ОТ и их график, выпущенные работодателем приказы, а также сведения о специальной оценке условий труда, производственных факторах различной степени опасности и их влиянии на те или иные рабочие участки. Кроме этого, стенды кабинета охраны труда должны доходчиво информировать о том, какие на предприятии выдаются средства защиты — как коллективные, так и индивидуальные, и как они применяются на определенных рабочих местах. Если в организации имели место случаи производственного травматизма либо заболеваний профессионального характера, они должны быть отражены на инфостендах в кабинете по охране труда вместе с перечнем предпринятых работодателем мер по устранению последствий случившегося и профилактике подобных ситуаций в будущем.
Помимо вышеперечисленного, законодательство не предъявляет других требований к обязательному оснащению кабинета по охране труда. Благодаря этому работодатель может закупать оборудование и материалы исходя из собственных потребностей и комплектовать их таким образом, чтобы максимально эффективно выполнять актуальные задачи по охране труда. В кабинете могут быть развешаны информационные бюллетени и плакаты, размещены стенды и маркерные доски, установлен проектор, — оснащение подбирается в зависимости от того, какие предполагаются методы и состав обучения, а также от специфики сферы деятельности предприятия.
Обустройство кабинета и эффективность деятельности по охране труда
Чем комфортнее будет работникам в помещении, тем лучше они будут воспринимать поступающую к ним информацию. Позаботьтесь о том, чтобы в кабинете по охране труда был здоровый микроклимат с отлаженной системой вентиляции и кондиционирования, и используйте эргономичную мебель, которая не будет загромождать пространство.
Для оформления помещения лучше использовать спокойные, нейтральные оттенки, избегая ярких цветовых акцентов, которые могут перетягивать на себя внимание посетителей кабинета по охране труда.