Охрана труда на предприятии в 2024 году: с чего начать
Предприниматели, и особенно — в малом бизнесе, редко присваивают высокий приоритет задачам по охране труда, и причина этого заключается в низкой степени информированности руководителей предприятия о том, какие требования относительно охраны труда устанавливает закон, и какие меры влечет за собой их несоблюдение. Из-за этого деятельность в направлении охраны труда начинает осуществляться только когда откладывать больше некуда — например, если светит проверка или произошел случай производственного травматизма. В этой статье поговорим о том, как предвосхитить возможные проблемы и с чего начать организацию системы управления охраной труда на предприятии.
Этап 1. Создание собственной службы ОТ или привлечение специалиста
От предприятий, в штатном расписании которых указано менее 50 работников, закон не требует обязательного создания службы ОТ. Но если численность сотрудников предприятия составляет 50 человек и более, то организация службы ОТ и введение специальной должности, учитывающей специфику деятельности предприятия, либо привлечение специалиста «со стороны» являются необходимыми мерами. В первом случае потребуется внести новую должность в штатное расписание, разработать инструкцию для нее и выпустить приказ о назначении ответственных лиц; во втором случае можно выбрать как профильную организацию, предоставляющую услуги по охране труда, так и самостоятельного специалиста, — но и в том, и в другом случае у подрядчика должна быть аккредитация государственного образца.
Этап 2. Разработка системы охраны труда на предприятии
На основе приказа № 776н Министерства труда Российской Федерации создается положение о СУОТ, в рамках которого разрабатываются процедуры, способствующие повышению эффективности системы управления охраной труда. Последняя должна не только способствовать безопасности труда, но и отвечать экономической деятельности предприятия и тем профессиональным рискам, которые угрожают его сотрудникам. В системе охраны труда должны содержаться инструкции, положения о сотрудничестве со сторонними исполнителями и порядок осуществления вредных и опасных работ, а также информация о проведении мер профилактики профессиональных заболеваний и травм.
Помимо непосредственно самого положения, понадобится также и документ, содержащий стратегию охраны труда и релевантную ей политику предприятия.
Этап 3. Внутренний контроль эффективности системы охраны труда
Проведение оценки начинается с выпуска приказа об аудите и составления плана последнего, что осуществляется с учетом требований межгосударственного стандарта безопасности труда №12.0.230.2-2015. Результаты аудита фиксируются в журнале охраны труда; на основании итогов проверки составляется план мероприятий по улучшению СУОТ.
Обратите внимание: закон не обязывает проводить внутреннюю проверку, но без нее невозможно оценить эффективность мероприятий СУОТ, поэтому проведение аудита находится в интересах работодателя. Рекомендуем проводить внутреннюю проверку и по ее итогам пересматривать процессы СУОТ как минимум один раз в год.
По результатам оценки условий труда и профессиональных рисков разрабатываются приказы, в которых утверждаются следующие перечни:
- работников с указанием допусков;
- должностей, требующих выдачи средств индивидуальной зашиты;
- профессий, требующих специального обучения по охране труда, а также порядка обучения;
- сотрудников для проведения медицинских осмотров;
- должностей, на которых положены компенсации и льготы;
- инструкций по улучшению условий труда и трудовой охране.
Этап 4. Создание программы повышения качества СУОТ
На основании сведений внутреннего аудита разрабатывается программа, в которой учитываются все необходимые для системы управления охраной труда изменения. Руководствуясь утвержденной программой, специалист по охране труда при помощи руководителей структурных подразделений предприятия разрабатывает инструкции и программу обучение для сотрудников. Последние делятся на три группы: первая касается общих вопросов СУОТ, вторая – методов снижения влияния негативных производственных факторов, третья – методов уменьшения рисков при осуществлении вредной и опасной производственной деятельности.
Этап 5. Обучение охране труда
По общим вопросам СУОТ обучение необходимо проводить каждые три года. Обучение должны проходить руководитель предприятия и его заместители, которые выполняют обязанности по охране труда, а также руководители филиалов и структурных подразделений, специалисты по охране труда, члены комиссий по СУОТ и связанные с охраной труда должностные лица.
Обучение методам снижения влияния негативных производственных факторов проводится каждые три года либо чаще, и участвуют в нем те же лица, что и в программе по общим вопросам СУОТ, к которым добавляются профильные специалисты, обладатели рабочих профессий, лица, отвечающие за проведение инструктажей. Руководитель организации и его заместители от обучения по данной программе освобождаются.
Обучение методам уменьшения рисков при осуществлении вредной и опасной производственной деятельности проводится минимум раз в год; в нем участвуют сотрудники предприятия, профессиональная деятельность которых относится к категории высокой опасности, а также ответственные за выполнение высокоопасных работ и члены комиссий, выполняющих аудит исполнения норм охраны труда на предприятии.
В случае, если речь идет о микропредприятии, специфика деятельности которого не подразумевает работ повышенной опасности, обучение может быть заменено на инструктаж.
Этап 6. Планирование
К концу года на предприятии должен быть готов план, содержащий годовой список действий по улучшению условий труда, в который войдут как мероприятия обязательного характера, так и необязательные, выполнение которых призвано положительно сказаться на качестве трудовых условий сотрудников.
Мы перечислили рекомендации, с выполнения которых стоит начать построение системы охраны труда на предприятии, но необходимо учитывать, что эффективность приведенных мер в перспективе будет зависеть не только от подготовки, но и от поддержания функциональных характеристик СУОТ на постоянной основе путем актуализации планов, осуществления утвержденных в них мероприятий и мониторинга эффективности их проведения.