ЗАДАТЬ
ВОПРОС

Роструд выпустил Методические рекомендации для инспекторов труда по расследованию несчастных случаев на производстве

30.04.17

Роструд выпустил Методические рекомендации для инспекторов труда по расследованию несчастных случаев на производстве

В новом документе отражены инстанции-союзники ГИТ, с которыми требуется заключать соглашения о передаче необходимой информации по НС. Это ГУВД, Следственный комитет и государственные медицинские учреждения. В разделе общих вопросов указано, что при получении извещения о НС, сотруднику ГИТ необходимо проверить его на соответствие требуемой формы. Также нужно обратить внимание на своевременность направления работодателем извещения. Если сроки (1 сутки с момента НС) нарушены, необходимо принять меры – привлечь организацию и должностное лицо, ответственное за отправку извещения к административной ответственности.

Как мы знаем, ГИТ принимает участие в расследовании только тяжелых, смертельных и групповых несчастных случаев. К тому же, по жалобе пострадавшего работника о травме сокрытой предприятием может быть проведена внеплановая проверка. В разделе 1.8 МР указано, что при поступлении информации от СМИ, ФСС и медицинских организаций о произошедшем НС инспектор должен связаться с предприятием, выехать на место происшествия и начать проведения проверки по факту сокрытого НС. Если НС произошел в организации, зарегистрированной в другом субъекте РФ – расследование проводит территориальная ГИТ. А после завершения расследования передает материалы дела в инспекцию по месту регистрации юридического лица. Необходимо отметить, что в случае изменения степени тяжести НС (с легкой на тяжелую) в ходе расследования работодатель должен в течение 3-х суток направить повторное извещение в ГИТ для участия инспектора в дальнейшем расследовании.

Интересная ремарка в разделе 2 - участвовать в расследовании НС преимущественно должны инспекторы, имеющие опыт расследования НС на производстве. По завершению расследования НС и оформлении заключения инспектор определяет основную причину произошедшего. Указано, что в первую очередь необходимо установить техническую причину. Кроме того, следует рассматривать все выявившиеся в ходе расследования несчастного случая причины, и в качестве основной выбрать ту, устранение которой исключает действие остальных. Копия акта расследования вместе с картой учета НС и анкетой расследования НС загружаются в систему отчетности ГИТ.

В анкете описываются обязательные поручения и их исполнение инспектором. Интересный факт – в п. 6 анкеты инспектор указано: «В раздел акта о лицах, допустивших нарушение требований охраны труда, включать ген. директора и начальника службы по охране труда организации.» А в пункте 8 необходимо указать сумму административного штрафа выписанного начальнику отдела охраны труда на основании ст. 212 ТК РФ. Вот только в статье 212 указана лишь обязанность работодателя обеспечивать безопасные условий и охрану труда. При этом больше в этой анкете не указывается никаких других виновных оштрафованных лиц.

угают и внушительные размеры штрафов указанные в п. 5 анкеты – 150 000 руб. за тяжелый НС и 1 млн. руб. за смертельный. Кстати в КоАП отсутствуют данные «расценки». При прочтении новых рекомендаций бросается в глаза недоработанность документа – например, абзацы текста повторяются по несколько раз. Возможно это опечатки, а возможно и следование известной пословице – «Повторенье – мать ученья». Только появившийся документ вызвал активное обсуждение в рядах специалистов по охране труда. Конечно, методические рекомендации не обязывают инспектора по труду следовать им в точности. Но можно предположить, что ГИТ воспримет их как руководство к действию. А поскольку этот НПА применяется для внутренней работы инспекции, то повлиять на его изменения работодатель будет не в силах.

Источник: ohranatruda.ru

Яндекс.МетрикаМониторинг доступности сайта